Преподаватель Серпуховского колледжа Зикрач Т.Н. уже не первый раз посетила Донбасс как волонтер. Татьяна Николаевна выражает благодарность всем студентам и преподавателям, принявшим участие в сборе гуманитарной помощи, и делится своими впечатлениями от поездки в Авдеевку.
«Начало нового 2025 года началось с волонтерской поездки на Донбасс, но она отличалась от всех предыдущих. Ведь помощь оказывали не бойцам и не просто мирным жителям в зоне проведения СВО, а самым обездоленным жителям Донбасса, которых эвакуируют из мест боевых действий.
8 января в компании волонтера Ольги и старшего сына мы отправились на Донбасс. Сына завезли в волонтерский лагерь ЛНР, а сами поехали в Авдеевку – один из самых разрушенных городов ДНР. Сказать, что город разрушен, значит, ничего не сказать. На теле Авдеевки нет ни одного живого места, не осталось ни одного целого здания, ни одного не сломанного дерева, нет света, газа, воды, отопления, только генераторы и привозная вода. А из всего населения осталось чуть больше 700 человек. Сердце сжимается, глядя на все это, особенно в сумерках.
В одном из разрушенных домов и располагался пункт временного размещения беженцев с. Курахово, Селидово, Шевченко и прилегающих населенных пунктов – наша конечная точка. Людей сюда привозили из подвалов и погребов, где они провели не один месяц. Невозможно даже представить, что пережили эти старики, женщины, мужчины, дети, как они радуются тому, что живы, ведь не все, к сожалению, смогли преодолеть этот путь к своим. У двух женщин на глазах убили, хоть и взрослых, но сыновей. У одной - 31 декабря, а у второй - на Рождество, а они даже не смогли их похоронить. Сколько боли и муки в их глазах, и как же хочется хоть ненадолго их отвлечь. Но разве может мать забыть смерть своего ребенка… А старики, которые уходили посадками, идя по мертвым телам, а сверху на них скидывали гранаты с дронов. Одна милая дама преклонных лет более 8 километров шла с палочкой к нашим ребятам. Как же этим людям хочется выговориться, и невольно все это горе ты пропускаешь через себя. И как будто все из тебя вынули, осталась одна пустота.
Всеми силами стремишься сделать для них, что-то хорошее: повкуснее накормить, получше найти одежду, так как их вещи, как правило, приходят в негодность и редко кто успевает собрать хоть что-то. Иногда хочется просто обнять и слушать или говорить, что все будет хорошо, по-другому быть просто не может.
Дети — это отдельная тема: они маленькие взрослые с белой кожей от сидения в подвале, но радуются всему, даже не очень спелому манго, подаренному нашими военными.
Время пролетело очень быстро и наступила пора уезжать. Как же трепетно прошло наше прощанье, эти сильные люди обнимали и целовали меня, говорили: «Спасибо, наши первые Россияночки». Я ехала и слезы непроизвольно текли из глаз. Проехав блокпосты, я разрыдалась от бессилия, вспоминая эти лица, эти глаза, их благодарность нашим мальчикам. И в сотый раз говорю себе: «Все не зря, надо делать больше!»
Т.Н. Зикрач,
преподаватель Серпуховского колледжа,
волонтер